Страничка учителя-дефектолога

Пальчиковые игры. Их значение в речевом развитии детей

Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: « Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Сотрудники Института физиологии детей и подростков СанктПетербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением  предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга. Все мыслительные процессы сознания, как еосознанн так и еосознанные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо начинать с раннего возраста. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Ещё во II веке до Н.Э. китайские мудрецы утверждали что действия рук сказываются на развитие мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга. От простейших занятий с пальчиками существует огромная польза для общего развития человека. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством  повышения работоспособности коры головного мозга». Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка         

 Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки, ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока» Сорока-белобока Кашкуварила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. «Моя семья» Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимальнополезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны,увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Сутьфольклорных текстов – действие персонажей.Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны бытьпостроены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение,расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движениякаждого из пальцев.Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуетсяпроводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после едыПальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистейрук и пальцев в течение 2-3 минут.Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты,комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малышак правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональныйнастрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком.Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, чтоявляется важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведенияпальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой.Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципупостепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр,рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично,напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно втакт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат,чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что оченьполезно для развития речи.Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннеговозраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним извариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, такнеобходимого малышу для его эмоционального развития.Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, вовремя которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая иразгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится болееактивной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенкадвигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры,слова и движения – все ему подвластно.

Способы  проведения  пальчиковых игр и занятий для развития мелкой моторики.

Помня о том, что задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребенка и, следовательно, отражаются на его общении со сверстниками и взрослыми, проводиться работа на развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, что предполагает достижения определенного уровня развития, познавательного интереса, любознательности, усидчивости, фантазии ребенка. Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, проводится индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными. При первичном обследовании детей поступающих в группу, выявляется уровень их развития: общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла».  Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит ихипросьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко), но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами. Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре. С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение. Игра «Дружба» хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе. Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Их можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики.

4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6.Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

7.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые.

8.Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

9.Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10.Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 лет) рекомендуемое время от 3 до 5минут в день.

12. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

 

Источники: infourok.rustatya-rol-palchikovyh-igr-v-razvitii…

                  moluch.ruth/1/archive/34/923/

свернуть

Если ваш ребенок плохо говорит…

Рекомендации для родителей

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи­сто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других ...  Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Са­модеятельность только ухудшает ситуацию и может навре­дить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень ин­дивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифици­рованная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замеча­ют, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь ро­дителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки зву­ка, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсю­да возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обяза­тельно довести курс коррекции произношения у ребен­ка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в до­школьном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/rekomendatsii-dlya-roditeley-esli-vash-rebenok-ploho

 

свернуть

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка

 

Консультация для родителей

 

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А.С. Макаренко

 

Понятие «речь» очень об­ширно. Каждый из ее важней­ших компонентов — звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь — не­отделим от другого. Все они формируются в тесной взаимо­связи, в комплексе. Недораз­витие одного из них часто ве­дет к недоразвитию другого.

Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот мо­мент, когда ребенок произно­сит первое слово. Задолго до этого идет длительный про­цесс, который взрослый мо­жет ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще — фор­мировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, фор­мировать! » Но самопроизволь­но речь не формируется. Без целенаправленного воздей­ствия, только в процессе общения, речью ребенок, безус­ловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возраст­ным нормам.

Насколько важен для чело­века дар слова, все прекрасно понимают. К.С. Аксаков пи­сал о том, что слово есть пер­вый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но осо­бенно интенсивно — в до­школьном детстве.

Речь должна обладать опре­деленными качествами: быть содержательной, уместной, яс­ной, богатой, чистой, эмоци­ональной, выразительной, живой, благозвучной. До не­давнего времени это слово ис­пользовалось тогда, когда го­ворили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Рабо­тая с ребенком, необходимо на­учить его услышать слова, в которых сами звуки как бы под­тверждают их смысл. Попробу­ем выполнить задания для де­тей старшего дошкольного воз­раста, ответив на вопросы.

  • Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать!
  • Какой звук создает ощу­щение скорости и в то же вре­мя плавности волн?

Волна на волну набегала,

Волна подгоняла волну.

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише! Спит в лесу семья зайчишек...

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат...

В лапотках идут шишата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляют­ся с такими заданиями. У де­тей они вызывают определен­ные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.

Итак, речь должна обладать определенными качествами. Представим колокольню. Там много колоколов. Но коло­кольный звон может быть кра­сивым только при гармонич­ном созвучии всех колоколов: и больших и маленьких. Так и речь может быть красивой только при гармоничном вза­имодействии всех основных качеств. Поэтому у детей нуж­но развивать речь не только правильную, но и речь краси­вую, благозвучную.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный де­фект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного за­паса или особенности грамма­тического строя речи, а вот не­правильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игро­вую деятельность — чрезвы­чайно важную сторону в жиз­ни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагнос­тическими возможностями, на­копленный материал указыва­ет на то, что игра — основной вид деятельности ребенка-дош­кольника, одна из характерных закономерностей детского раз­вития. Игра как форма деятель­ности способствует гармонично­му развитию у него психичес­ких процессов, личностных качеств, интеллекта.

Ряд исследований подтвер­ждает, что формирование на­званных качеств в игре у лю­бого человека реализуется зна­чительно быстрее и прочнее.

Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические про­цессы у ребенка (речь, па­мять, мышление, восприя­тие), Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основ­ных психических процессов, от самых элементарных до са­мых сложных.

Дети с речевыми наруше­ниями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, сле­довательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяже­лыми нарушениями речи ча­сто отстают в физическом раз­витии (нарушение моторики), отличаются общей скованнос­тью, дискоординацией, слабо­стью движении, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются измене­ния в психической сфере — повышенная раздражитель­ность, возбудимость или зам­кнутость, депрессивные со­стояния, негативизм, затор­моженность, апатичность, психическая истощаемость.

Особенности поведения та­ких детей отличаются и в иг­рах. Нередко они теряют воз­можность совместной деятель­ности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Наруше­ние общей и речевой мотори­ки вызывает у них быстрое утомление в. игре.

У заикающихся детей час­то наблюдаются робость, за­трудненное включение в игру из-за страха за свою непра­вильную речь. Они часто вы­ступают зрителями или согла­шаются играть подчиненные второстепенные роли.

Таким образом, можно сфор­мулировать две основные зада­чи:

1)      широко использовать игры в различных режимных моментах;

2)      учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Каким же требованиям дол­жна отвечать игра? Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Во-вторых, ее структура и содер­жание должны постепенно усложняться. В-третьих, в игре должны быть задейство­ваны как можно больше ана­лизаторов: тактильный, вку­совой, обонятельный, зритель­ный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую резуль­тативность, запоминаются на­долго и вызывают стойкий интерес.

Игра «Апельсин»

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Правила игры: перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельси­ны моют в горячей воде для возникновения аромата). По­ложив апельсин, ребенок на­зывает одно прилагательное — признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кис­лый, сочный, ароматный и др.). Задействованы все ана­лизаторы.

Игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пы­лесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, со­ковыжималка, листопад, сне­гопад, снеговик, мотокросс.

 

Источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/06/18/rol-igry-v-formirovanii-zvukoproiznosheniya-rebenka
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/rol-igry-v-formirovani-zvukoproiznoshenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

 

свернуть