Страничка педагога-психолога

Приветствуем Вас в онлайн-кабинете педагога-психолога!

К нам обращаются родители, когда сталкиваются с такими сложностями как:⠀

🔸 Возрастные кризисы, детские истерики, агрессивное поведение, страхи;

🔸 Адаптация к детскому саду, сложности с учебной деятельностью детей;

🔸Когда сомневаются в своих воспитательных стратегиях и хотят получить поддержку и понимание.⠀

⠀         Мы заботимся о Вашем времени, понимаем заботу о Ваших детях и поэтому хотим перевести очные консультации в онлайн-режим. Мы постарались создать максимально простые и удобные условия для проведения онлайн-консультаций, используя для этого весь опыт практической работы.

Онлайн-кабинет работает по предварительной записи.

Контактная информация: педагог-психолог государственного учреждения образования «Детский сад № 21 г. Молодечно» Матошко Юлия Александровна т. 53-59-80, 53-78-08

Мы сможем выбрать удобную для Вас форму общения. Заполнив обращение по ссылке, вы можете получить консультацию психолога по электронной почте или в формате онлайн-конференции.

Несколько советов перед видеоконсультацией:⠀

🔸Найдите удобное и комфортное место, где вы сможете провести беседу;

🔸Обдумайте темы, которые вас тревожат, озвучьте их вслух или запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ;

🔸Приготовьте бумагу и ручку, если понадобится записать некоторые рекомендации или предложенную для чтения литературу;

🔸Разрешите себе волнение, ведь общение онлайн может вызвать смешанные чувства, так как возможно это не самый привычный способ общения для Вас.⠀

Вы всегда можете рассчитывать на эмоциональную поддержку и внимание к Вашим проблемам, на уважение Ваших интересов и полную конфиденциальность!

Адаптация детей в детском саду

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

  Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой.

  По наблюдениям психологов средний срок адаптации детей в норме составляет:

до 3 лет – 7-10 дней,

в 3-5 лет – 2-3 недели,

после 5 лет – 1 месяц.

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести:

Тяжелая степень адаптации - дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Средняя степень адаптации - дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. У таких детей начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Легкая адаптация -  почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок  болеет редко.

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

 

Эмоциональный портрет

впервые поступившего в детский сад ребенка.

Ребенок, адаптирующийся к коллективу, проявляет ряд особенностей поведения и различные эмоции. Психологи выделяют следующие:

Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

  Проявления отрицательных эмоций различны: от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

  Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного рева. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.

  Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Нет ребенка, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.

Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции. Улыбка и веселый смех - это главные показатели завершения адаптационного периода.

Социальные контактыУже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этому приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу контакта с взрослыми людьми.

  Но эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще ему было дома, когда он проводил все дни один.

  Как только ребенок сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками. Ребенок словно находится в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако, как только он проснется, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет совсем.

Социальные навыки. От стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он не умеет одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он  вдруг вспоминает забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, в разговоре употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения становятся односложными, как "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой степени – речь или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко она сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо активен. Главное не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но такой сон с трудом можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Лишь когда ребенок адаптируется к саду, он сможет спать спокойно.

Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест с "волчьим" аппетитом, пытаясь удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Конечно, каждый ребенок реагирует и привыкает к детскому саду

 по-разному, однако, есть и общие закономерности.

  Психологи указывают: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

  Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми, становятся возбудимыми, ранимыми, плаксивыми. Стресс истощает защитные силы организма и как результат такие дети часто болеют.

  В 3 года малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.  Ребенок может «надорваться» если  к психической нагрузке кризиса трех лет, добавляется  еще и груз адаптации к детсаду.

  Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери. Чем больше развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее проходит адаптация.

  Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери

  Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

  Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

  Холерики, особенно мальчики, тяжело переносят недостаток активности и движения в детском саду, к тому же воспитатели делают им бесчисленные замечания.

  Осложняющими факторами адаптации будут  повышенная тревожность мамы, конфликты в семье и необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.

Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья и другие факторы. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. А другие наоборот замыкаются в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания; сидят, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то родители за оставшееся время должны подготовить его и себя к этому событию:

  Перестать волноваться. Все будет хорошо. Нельзя показывать свою тревогу при ребенке и обсуждать при нем возможные осложнения. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

  Обратить внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час до того времени, когда требуется выходить из дома в детский сад, а еда и дневной сон во времени совпадали дома и в саду.

  Следует максимально приблизить меню ребенка к меню сада и устранить перекусы между едой.

  Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно.  Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море).

  Нужно обратить внимание на взаимоотношения детей  сверстниками, как ребенок играет, подходит ли к другим малышам. Научить его здороваться, предлагать игрушки, просить разрешения играть с детьми, а также правильно реагировать на отказ и находить компромисс. Хорошо, если  летом на даче образуется большая детская компания. Можно договориться с мамами и следить за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

   Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после расставания ребенок чувствует себя хорошо, легко справляется с режимом дня, то необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу: "А ну-ка неси мою сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?", а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти, отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просить не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давать ему поручения, что он должен успеть сделать к маминому приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При возвращении нужно подробно расспросить малыша о прожитом дне и похвалить за успехи, рассказать, как много удалось сделать, потому что он помог.

  Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

  Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям. В этом ему должны помочь воспитатели.

Воспитатели создают благоприятную атмосферу в группе.

  • Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
  • Формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
  • Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
  • Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
  • В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
  •  Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
  •  Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
  • Воспитатели понимают, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.
  • Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
  • Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. 
  • Воспитатель учитывает типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду. Понимает что, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
  • Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д.
  • При адаптации обязательно присутствие основных педагогов на группе, либо заменяющих их длительное время (не менее 1 месяца). Родители должны обращаться к сотрудникам детского сада по имени и отчеству.
  • В виду возрастных особенностей детей I младшей группы, учебные занятия и праздничные утренники (Новый год, 8-е марта и пр.) не являются открытыми мероприятиями для родителей.
  •  Воспитатели просвещают и консультируют родителей.
  • Родителей воспитанников сразу включать в жизнь дошкольного учреждения, принимать участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.

 

 

Общие рекомендации родителям в период адаптации:

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень замечательно, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Уходя, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. 

Важно помнить, что в каждом детском саду

есть свой алгоритм адаптации ребенка.

Чаще всего малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:

  • чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми.
  • первую неделю ребенка приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке. Мама находится в группе вместе с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;
  • вторую неделю ребенок остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии.
  • третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.
  • Если ребенок - единственный в семье, часто болеет или испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и до прогулки вернуться домой. Время пребывания в саду увеличивать постепенно.
  • В одной возрастной группе адаптацию могут проходить одновременно не более 2-х неорганизованных детей.
  • Временной промежуток до приема следующих воспитанников составляет в летний период – не менее 2-х недель, в течение всего учебного года – не менее 3-х недель.

Адаптация  может считаться законченной, если:

  • у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют заболевания;
  • есть динамика психомоторного развития.

Успех адаптационных мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и сотрудников детского сада.

свернуть

Как вести себя родителю во время детской истерики в магазине?!

Классика жанра: ребенок рыдает и орет в магазине, родитель в панике теряет над собой контроль, окружающие неодобрительно цокают. Как разрулить эту ситуацию с минимальными потерями?

Пример. Сцена в магазине: мама, сын 4-х лет.

 Мамааа, мам, я хочу мороженое, давай купим.

 Нет, мой хороший, сегодня холодно, мы не едим мороженое, когда холодно, ты можешь заболеть.

 Ну маам, ну я хочу, я не заболею, я тебе обещаю.

 Ты не можешь обещать, от холодного может горло заболеть.

 Не может! Купи мороженое!

 Нет, солнышко, (тянет сына за руку) сегодня мороженого не будет, очень холодно. И ты ел сегодня сладкое, много сладкого нельзя есть, это вредно.

 (Малыш сопротивляется, со слезами на глазах) А вот она (показывает на девочку с мороженым) ест. И мороженое я сегодня не ел! Мааамаааа, я хочу!!!

 (Мама начинает терять терпение, злится на мамашу, которая купила мороженое дочке) Я сказала нет!

 (Сын истерически плачет и кричит) Хочууууу мороженоеееее!!!

У этой сцены может быть два варианта развития:

  1. мама не выдерживает и покупает мороженое,
  2. ей приходится силой утаскивать брыкающегося ребенка из магазина под неодобрительные взгляды, а еще хуже — реплики продавцов и покупателей.

Скандал может продлиться еще довольно долго, настроение у обоих испорчено.

Давайте подумаем, что здесь произошло? Ребенок, как известно, существо импульсивное, желания возникают у него спонтанно, при виде желаемого объекта (впрочем, как и у взрослых), но, в отличие от взрослых, которые в большинстве случаев умеют регулировать свои порывы (хотя бы иногда), он этого еще не умеет. Не получив желаемого результата, он чувствует естественное для всех нас разочарование, ему плохо, он начинает злиться, плакать.

В отличие от взрослого человека, маленький еще не может справиться с этими неприятными и тяжелыми ощущениями. Он просто неспособен заставить себя думать, что ничего страшного не произошло, что он может получить это мороженое в другой день, что на мороженом свет клином не сошелся и можно попросить вместо этого что-нибудь другое, что сделает ему приятно. Короче, все что может успокоить любого из нас в состоянии разочарования, просто не придет к нему в голову. Он понимает только простую цепочку: я хочу → мне не дают → мне плохо без этого → я пробую все доступные мне варианты, чтобы получить то, что хочу. А доступные варианты — это уговоры, плач, истерика. Вот и весь инструментарий, который у него имеется.

А что произошло с мамой? У мамы сложная дилемма: с одной стороны, ей хочется, чтобы ребенку было хорошо, и она готова ради этого почти на все. С другой стороны, она знает, что в данной ситуации мороженое — это плохо, но сын этого не хочет понимать. Она хочет, чтобы ему было хорошо, но при этом не давать мороженое. Но этого не получается, поэтому она начинает злиться на себя, на ребенка, на безответственную маму, которая купила дочке мороженое и этим усложнила ей ситуацию, наконец, она чувствует себя совершенно беспомощной перед орущим малышом. Ее одолевает целый спектр отрицательных чувств, о которых она вообще не думает, так как пытается успокоить орущего ребенка. Ей бы хотелось или провалиться сквозь землю, или чтобы это закончилось сразу сейчас. А есть ли у нее инструменты, с помощью которых она может разрешить эту ситуацию по-другому? 1.Да, у взрослых эти инструменты есть, и мы можем ими пользоваться, чтобы помочь нашим детям и себе.

  1. Подготовьтесь заранее! Перед тем, как мыидем в магазин, мы можем представить себе, что возможна такая ситуация с мороженым или чем-то еще. Поэтому мы заранее предупреждаем ребенка, что мы не покупаем ничего сладкого, тем более мороженое, потому что на улице холодно. Он, конечно расстроится, и тогда мы можем предложить ему какую-нибудь альтернативу. Например, купить какую-нибудь маленькую игрушку или что-нибудь вкусненькое, но не сладкое и не мороженое. Таким образом мы частично можем избежать подобных сцен.
  2. Кроме того, можно завести дома постоянное правило (для всех), касающееся сладостей— когда, сколько и чего мы едим, и всегда ссылаться на него в таких ситуациях. Это упрощает задачу родителям и дает ребенку чувство уверенности — он уже не зависит от не всегда понятного ему решения родителей, а подчиняется, вместе со всей семьей, постоянному общему правилу. Чувствуете разницу?
  3. Дышите! Если мыуже там и все плохо, то в первую очередь советую не реагировать сразу, а сделать пару глубоких вдохов, давая себе время подумать и взвесить все за и против мороженого. Если окончательный результат «против», мы должны понимать, какая последует реакция и быть к ней готовыми.
  4. Признайте чувства ребенка! Недоводя разговор до истерики, после первого же проявления сопротивления со стороны ребенка, присядьте на корточки и, глядя ему в глаза скажите: «Я вижу, что ты очень разочарован и злишься, очень тебя хорошо понимаю. Мне бы тоже было плохо не получить что-то, что очень хочется. Давай я тебя обниму, и мы вместе подумаем, что тебе сейчас может помочь, кроме мороженого. Мы обязательно найдем другой выход». Это надо говорить совершенно спокойно, сочувствие и желание помочь должны быть искренними.
  5. Предложите выбор! Ребенку должно быть выгодно как можно быстрее успокоиться, поэтому можно предложить ему навыбор: «Выбирай — ты сейчас быстро успокаиваешься, и тогда мы успеем дома поиграть\ посмотреть мультик\ пойти на площадку\ все что угодно на ваше усмотрение, или мне придется тебя отсюда забрать, хоть мне это будет очень неприятно, и тогда мы уже не сможем сделать то, что хотим.
  6. Пообещайте купить вдругой раз! Может помочь перспектива получить мороженое не сейчас, а завтра\ на выходные\ когда пойдем к бабушке.

Чего мы НЕ делаем:

Мы НЕ говорим «я сказал\а»

Родительский авторитет заключается не в ультимативном «я сказал, значит так и будет», а в «я могу решить за ребенка то, что он пока не в состоянии решить сам». При этом родитель видит и принимает «плохое» состояние ребенка и помогает ему справиться с негативными чувствами.

Мы  НЕ обижаемся на ребенка

Часто родители  обижаются и злятся на малыша за то, что он им делает, — он это делает не им, с ним ЭТО происходит. Обижаясь на него, мы становимся таким же беспомощным ребенком, как и он, и все «разборки» переходят на уровень ссоры между детьми, тогда как на самом деле это должен быть разговор взрослого человека с маленьким.

Мы также НЕ объясняем ребенку, что от мороженого он заболеет, поэтому мороженое — это плохо. Для ребенка мороженое — это хорошо, потому что сейчас он может удовлетворить свое желание, а про «плохо» ему вообще непонятно, потому что связь в его голове между событиями — чисто теоретическая. Дети не могут мыслить гипотетически, для них все происходит здесь и сейчас.

Мы НЕ тащим ребенка насильно

Прежде чем увести ребенка, мы должны предупредить его об этом заранее и дать ему выбор.

Мы НЕ обращаем внимания на окружающих

На неодобрительно поглядывающую бабушку в пальто или хамоватую продавщицу, которая цедит сквозь зубы что-то неприятное в вашем направлении. Нас не волнует, что они подумают о нас или о нашем ребенке, мы занимаемся ТОЛЬКО собой и им. Нет ничего неудобного в том, что ребенку плохо и он плачет или скандалит. Это бывает абсолютно со всеми, и это необходимая часть развития.

Источник: https://chips-journal.ru/ (рассказ семейного консультанта Нины Гофман).

свернуть

Семья, как основное звено в профилактике правонарушений несовершеннолетних

Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка и отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе. Поэтому, именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди студентов и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.

В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет. Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой.

В зоне риска находятся дети: ранее совершившие преступления; из неблагополучных семей; попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые); попавшие в запрещенные группировки и объединения; мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками); не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до занятия проституцией и убийства).

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов).

Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.

Что еще можно посоветовать родителям, которые хотят уберечь ребенка:

  • Максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
  • Быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
  • С раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
  • Знать круг общения своего ребенка.
свернуть

Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских взаимоотношений

«Роль семейного микроклимата

в развитии детско-родительских взаимоотношений»

Консультация для родителей

 

 Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.

Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможна неполная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиций психологии общения. Правда, достичь этого труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, благополучие, образованность родителей и т. д.

Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви.

И на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку.

 Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша разбалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях.

 Правда, следует учитывать, что всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

 В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, в которые как-то включен ребенок. Такая любовь может принести много зла.

 Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком.

Можно выделить два основных типа отношений к детям.

 В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом - взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

 Жизнь на каждом шагу ставит психологические эксперименты. В разнообразных эмоциональных ситуациях обнаруживаются причины конфликтов и трудностей в общении родителей с детьми.

 В очереди к зубному врачу волнуются дети, нервничают родители. Вот хнычет и капризничает мальчик лет шести. Его мать рассержена и чувствует себя неловко от того, что больше всего шума в очереди создает ее сын, что все на них обращают внимание. Она шикает на него, говорит, что он уже большой мальчик, но ничего не помогает.

 В этой же очереди дети дошкольного возраста вели себя на удивление достойно и мужественно, несмотря на зубную боль. В этом случае можно было видеть высокую степень доверия, взаимопонимания и душевного контакта между ребенком и матерью. Внешне это могло выражаться малоприметным образом, однако по тому, как ребенок сидел, прижавшись к матери, как она тихо произнесенными словами поддерживала его и помогала превозмочь боль, было ясно, что они составляют одно целое, что у ребенка есть близкий, во всем понимающий его человек, есть защита и жизненный тыл.

 Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? На такие вопросы нельзя дать универсальный ответ. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где - себялюбием и предрассудками. Естественный ход событий таков, что ребенок становится центром всей жизни семьи еще до своего рождения.

 Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвется при его рождении, однако эмоциональная связь между ними сохраняется еще долгое время. Во всяком случае, на протяжении дошкольного возраста она обязательно должна быть.

 Молодые родители, движимые самыми лучшими побуждениями, отправили на лето своего, еще не достигшего трехлетнего возраста малыша в детский санаторий. Они были убеждены, что пребывание там благотворно скажется на малыше, так как у санатория была репутация прекрасного оздоровительного учреждения.

 Санаторий действительно оказался во всех отношениях очень хорошим. Родители посещали своего сына каждое воскресенье. Тем не менее мать не дождалась конца срока пребывания ребенка в санатории и после всех сомнений, слез и переживаний забрала сына домой. По ее словам, она больше не могла вынести «сиротских глаз», которыми стал смотреть ее малыш.

 Мать остро почувствовала, что происходит что-то не то, что оздоровление в санатории, несмотря на все созданные детям условия, идет не на пользу ее ребенку. И она приняла решение, совершенно верное с позиции детской психологии.

 Этому малышу понадобилось несколько недель жизни в семье, чтобы оттаять после санатория и компенсировать начавшееся у него отставание. После полутора месяцев пребывания в санатории малыш стал значительно хуже говорить, плохо спать, плакать по ночам. Из живого подвижного мальчика он на какое-то время превратился в вялого, безынициативного ребенка с потухшим, по выражению матери, сиротским взглядом. Только до конца поверив в свое возвращение и на каком-то подсознательном уровне убедившись, что все вернулось на свои места, что он навсегда дома, малыш по-настоящему ожил.

 Подобных примеров можно привести много. Они говорят о том, что все, что ведет к ослаблению связей с семьей, в первую очередь с матерью, пагубно сказывается на развитии ребенка.

Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие достоинство другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.

 Забавляясь с годовалым малышом, мать подставляет ему свое лицо и говорит: «Ну-ка побей маму, ну-ка покажи, как ты бьешь маму». Не понимающий ситуации ребенок колотит ее кулачками по лицу. Похоже, что и сама мать не ведает, что творит.

При всей универсальности и независимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка.

 Общение детей между собой, особенно в разновозрастных коллективах, позволяет на деле реализовать потенциал личностной свободы ребенка, воплотив его в самостоятельность детей, в умение общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры.

Воспитание не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и тогда, когда вы учите его строить и рисовать, и когда читаете ему книгу, едете с ним в троллейбусе, смотрите телевизор. Важно, чтобы это было вашим общим делом, понятным и близким ребенку. Конечно, каждый такой вид деятельности имеет свою специфику и накладывает определенные требования на ваше общение с ребенком.

Нам, взрослым, необходимо суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.

 

свернуть