Оздоровление

Проведение медицинских осмотров детского населения

Уважаемые родители!

В целях сохранения и укрепления здоровья детей и во исполнение Приказа Министерства Здравоохранения № 1141 от 16.11.2015 г. "О совершенствовании медицинского контроля за состоянием здоровья детей", медицинская справка обучающимся в учреждениях ДОШКОЛЬНОГО и общего среднего образования выдаётся ОДИН РАЗ в ГОД  в месяц рождения ребёнка, что позволит обеспечить плановое проведение профилактических осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а также упорядочить процесс выдачи медицинской справки и избежать очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть

Кишечные инфекции у детей

Близиться лето — теплая, веселая, радостная пора. И как хорошо, когда эта радость не огорчается детскими слезами, плохим самочувствием ребенка, его болезнью. Именно в летнее время возрастает число острых кишечных заболеваний. Об этом надо помнить родителям, воспитателям, работникам дошкольных учреждений.

Как правило, занесенная в дошкольное учреждение инфекция благодаря соблюдению персоналом и детьми правил личной гигиены не распространяется внутри коллектива. Однако не всегда заболеваемость удается локализовать быстро, и тогда, нарастая, как снежный ком, в группах выявляются случаи заболевания острыми кишечными инфекциями.

В нашей жизни нас окружает более 100 видов (!) микроскопических агентов, которые могут вызвать у человека острый инфекционный процесс кишечного заболевания. Это, например, бактерии, вызывающие у людей заболевания дизентерией, сальмонеллезом, иерсиниозом, клостридиозом, кампилобактериозом, стафилококковые отравления и вирусы, вызывающие ротавирусную и энтеровирусную инфекцию и др.

Считается что бактерии слишком малы, т.е. их размеры достигают не более нескольких тысячных долей миллиметра и увидеть их можно только с помощью микроскопа. Хотя среди них есть такие, которые достигают размера 0.1—0.25 миллиметра.

Главным источником инфекции при вирусных и бактериальных кишечных инфекциях являются больные и бактерионосители. Кроме больного человека, при сальмонеллезах источниками возбудителя инфекции являются домашние животные (рогатый скот, свиньи, домашняя птица). При стафилококковом отравлении источником возбудителя инфекции также является человек, у которого имеются гнойничковые поражения кожи (панариций, нагноившаяся рана кисти и др.) или хронические воспалительные процессы в носоглотке. Особенно опасно, если эти заболевания есть у кондитеров и поваров.

Выделяя возбудителя во внешнюю среду с испражнениями, больные люди или носители инфекции посредством грязных рук заносят его в пищу или на окружающие поверхности предметов.

Конечно, наиболее эпидемически опасен пищевой путь распространения инфекции. Болезнетворные бактерии, попав посредством грязных рук на скоропортящиеся продукты питания, которые не подвергаются термической обработке, очень быстро там размножаются. Уже через 20—30 минут количество микробов достигает такого уровня, который достаточен для заражения.

Причем органолептические свойства продукта при этом никак не изменяются. То же самое происходит при обсеменении термически обработанных и остывающих готовых блюд. Но есть продукты, например, овощи и фрукты, на которых болезнетворные микроорганизмы (иерсинии) находятся всегда. Поэтому перед тем как готовить из овощей салаты или давать детям фрукты в целом виде, необходимо их обезвредить, подвергнув после мытья ошпариванию или бланшировке.

Пренебрежение этими правилами всегда приводит к возникновению множественных случаев заболевания кишечным иерсиниозом или псевдотуберкулезом среди детей и персонала учреждения.

При передаче инфекции бытовым путем ее распространение носит цепочный характер. Развитие эпидемической ситуации, если со стороны администрации учреждения не принимаются меры по ее локализации и ликвидации, осуществляется по единой схеме. Ребенок, заразившийся в семье от родителей, заносит инфекцию в группу. Иногда заражение его происходит в группе от больных детей или персонала, осуществляющего уход за ним. Впоследствии болезнетворные микроорганизмы посредством немытых рук передаются от больного ребенка к здоровым детям.

Передача бактерий или вирусов происходит через загрязненные источником инфекции санитарно-технические приборы — краны умывальников, спусковые краны унитазов, столовую посуду, дверные ручки, перила лестниц, мебель, белье и другие поверхности. Заболеваемость, как правило, ограничивает один круг общения (группа, семья), однако пренебрежение к требованиям санитарных правил, а также несоблюдение персоналом и детьми правил личной гигиены может привести к возникновению вспышки во всем учреждении.

Заражение острыми кишечными инфекциями может происходить и через воду, при использовании для питья некипяченой воды, а также при ее заглатывании во время купания в открытых водоемах или бассейнах.

В отличие от бактерий, вирусы не размножаются на поверхностях предметов, в воде и продуктах питания, однако при попадании в организм человека даже несколько вирусных частиц способны вызвать у него острое кишечное заболевание.

Подготовила медсестра Прохоцкая О.И.

свернуть

Защити себя и своих близких от коронавируса

Формирование основ здорового образа жизни

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоро­вье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и эконо­мического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Здоровье  - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная, долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого здоровья.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей — быть здоровыми.

По определению спе­циалистов  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности пове­дения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться.

Академик Амосов Н.М. определяет здоровье как количество резервов в организме - максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Система функциональных резервов организма состоит из подсистем:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50% зависит от  образа жизни человекана 20% — от наследственности, на 20% — от состояния окружающей среды (эколо­гии) и на 10% — от работы национальной системы здравоо­хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека  зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ные принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным волевым, самоограничительным.                           

В основу данной классификации положен принцип единст­ва индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.

Перечислим основные из них:

- рациональный режим труда и отдыха,

- искоренение вредных привычек,

- оптимальный двигатель­ный режим,

- личную гигиену,

- закаливание,

- рациональное питание.

свернуть