Страничка учителя-дефектолога

Если ваш ребенок плохо говорит…

Рекомендации для родителей

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи­сто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других ...  Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Са­модеятельность только ухудшает ситуацию и может навре­дить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень ин­дивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифици­рованная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замеча­ют, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь ро­дителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки зву­ка, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсю­да возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обяза­тельно довести курс коррекции произношения у ребен­ка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в до­школьном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/rekomendatsii-dlya-roditeley-esli-vash-rebenok-ploho

 

свернуть

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка

 

Консультация для родителей

 

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

А.С. Макаренко

 

Понятие «речь» очень об­ширно. Каждый из ее важней­ших компонентов — звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь — не­отделим от другого. Все они формируются в тесной взаимо­связи, в комплексе. Недораз­витие одного из них часто ве­дет к недоразвитию другого.

Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот мо­мент, когда ребенок произно­сит первое слово. Задолго до этого идет длительный про­цесс, который взрослый мо­жет ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще — фор­мировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, фор­мировать! » Но самопроизволь­но речь не формируется. Без целенаправленного воздей­ствия, только в процессе общения, речью ребенок, безус­ловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возраст­ным нормам.

Насколько важен для чело­века дар слова, все прекрасно понимают. К.С. Аксаков пи­сал о том, что слово есть пер­вый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но осо­бенно интенсивно — в до­школьном детстве.

Речь должна обладать опре­деленными качествами: быть содержательной, уместной, яс­ной, богатой, чистой, эмоци­ональной, выразительной, живой, благозвучной. До не­давнего времени это слово ис­пользовалось тогда, когда го­ворили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Рабо­тая с ребенком, необходимо на­учить его услышать слова, в которых сами звуки как бы под­тверждают их смысл. Попробу­ем выполнить задания для де­тей старшего дошкольного воз­раста, ответив на вопросы.

  • Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать!
  • Какой звук создает ощу­щение скорости и в то же вре­мя плавности волн?

Волна на волну набегала,

Волна подгоняла волну.

  • Какой звук создает образ тишины?

Тише! Тише! Тише! Тише! Спит в лесу семья зайчишек...

Не во сне, а наяву

С ветки елки стая шишек

Мягко прыгает в траву.

В теплых норах спят мышата,

Мать качает малышат...

В лапотках идут шишата

По тропинкам чуть дыша.

Взрослые легко справляют­ся с такими заданиями. У де­тей они вызывают определен­ные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.

Итак, речь должна обладать определенными качествами. Представим колокольню. Там много колоколов. Но коло­кольный звон может быть кра­сивым только при гармонич­ном созвучии всех колоколов: и больших и маленьких. Так и речь может быть красивой только при гармоничном вза­имодействии всех основных качеств. Поэтому у детей нуж­но развивать речь не только правильную, но и речь краси­вую, благозвучную.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный де­фект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного за­паса или особенности грамма­тического строя речи, а вот не­правильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игро­вую деятельность — чрезвы­чайно важную сторону в жиз­ни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагнос­тическими возможностями, на­копленный материал указыва­ет на то, что игра — основной вид деятельности ребенка-дош­кольника, одна из характерных закономерностей детского раз­вития. Игра как форма деятель­ности способствует гармонично­му развитию у него психичес­ких процессов, личностных качеств, интеллекта.

Ряд исследований подтвер­ждает, что формирование на­званных качеств в игре у лю­бого человека реализуется зна­чительно быстрее и прочнее.

Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические про­цессы у ребенка (речь, па­мять, мышление, восприя­тие), Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основ­ных психических процессов, от самых элементарных до са­мых сложных.

Дети с речевыми наруше­ниями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, сле­довательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяже­лыми нарушениями речи ча­сто отстают в физическом раз­витии (нарушение моторики), отличаются общей скованнос­тью, дискоординацией, слабо­стью движении, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются измене­ния в психической сфере — повышенная раздражитель­ность, возбудимость или зам­кнутость, депрессивные со­стояния, негативизм, затор­моженность, апатичность, психическая истощаемость.

Особенности поведения та­ких детей отличаются и в иг­рах. Нередко они теряют воз­можность совместной деятель­ности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Наруше­ние общей и речевой мотори­ки вызывает у них быстрое утомление в. игре.

У заикающихся детей час­то наблюдаются робость, за­трудненное включение в игру из-за страха за свою непра­вильную речь. Они часто вы­ступают зрителями или согла­шаются играть подчиненные второстепенные роли.

Таким образом, можно сфор­мулировать две основные зада­чи:

1)      широко использовать игры в различных режимных моментах;

2)      учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Каким же требованиям дол­жна отвечать игра? Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Во-вторых, ее структура и содер­жание должны постепенно усложняться. В-третьих, в игре должны быть задейство­ваны как можно больше ана­лизаторов: тактильный, вку­совой, обонятельный, зритель­ный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую резуль­тативность, запоминаются на­долго и вызывают стойкий интерес.

Игра «Апельсин»

Цель: обогащать словарный запас прилагательными.

Правила игры: перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельси­ны моют в горячей воде для возникновения аромата). По­ложив апельсин, ребенок на­зывает одно прилагательное — признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кис­лый, сочный, ароматный и др.). Задействованы все ана­лизаторы.

Игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пы­лесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, со­ковыжималка, листопад, сне­гопад, снеговик, мотокросс.

 

Источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/06/18/rol-igry-v-formirovanii-zvukoproiznosheniya-rebenka
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/rol-igry-v-formirovani-zvukoproiznoshenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

 

свернуть