Страничка музыкального руководителя

Музыкальные игрушки своими руками

ГИТАРА ИЗ ОБУВНОЙ КОРОБКИ. Берем прямоугольную коробку, в центре крышки острым ножом вырезаем круглое отверстие. Крышку клеим к основанию. Потом берем десяток резиночек (можно купить в хозяйственном магазине) разных по цвету и ширине, и натягиваем их поперек отверстия. Для лучшего звучания подложите прямо у отверстия под резиночки небольшой кусочек толстого картона – так, чтобы струны были слегка приподняты над коробкой. И не забудьте разрисовать гитару. Можно сделать это вместе с ребенком. Кстати играть на такой гитаре можно чем угодно: и руками, и ложкой, и карандашом.

МАРОКАСЫ. Берем небольшие пластиковые бутылки из-под водички и заполняем их горохом, фасолью, гречкой, пуговицами, бисером, вообще, на что способна ваша фантазия. Бутылки с содержимым закрываем очень плотно, чтобы маленький шалун не открыл и не проглотил мелкие предметы, которые мы насыпали. Звук у маракасов получается разным, в зависимости, от наполнения.

ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ «БУЛЬ-БУЛЬ». В литровую стеклянную банку наливаем до половины воды. Затем даем ребенку соломинку для коктейля с большим сечением. Инструмент готов. По сигналу дирижера (папа или бабушка) карапуз будет булькать в такт. Отлично развивает чувство ритма.

КСИЛОФОН. Эта игрушка немного сложнее предыдущих. Зовем на помощь папу или дедушку. Нам понадобится одежная вешалка с плечиками, рыболовная леска, или тонкие капроновые нитки. Теперь берем болты, винтики, ключи, маленькие ложки, вообще все, что есть под рукой из металла (небольшое). Затем привязываем леску к металлическим предметам и подвешиваем к вешалке. Играть на таком ксилофоне малышу будет интересно столовой ложкой.

БАРАБАН. У вас на кухне случайно не завалялась старая кастрюля? Вроде и не нужна, и выбросить жалко. Подарите ее крохе. Вместе превратите кухонную утварь с помощью клеенки и скотча в прекрасную и полезную вещь – барабан.

 

свернуть

Целебная сила музыки

Пифагор, одним из первых научно объяснил целебный эффект музыки. Он утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Однажды Пифагору даже удалось с помощью музыки успокоить разгневанного мужа, в припадке ревности пытающегося сжечь дом, в то время, как никто из родных не мог его остановить. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию.

     Известные русские ученые В.М Бехтерев, И.М. Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание, кровообращение. Те или иные мелодии могут поднимать или понижать артериальное давление, убыстрять или замедлять пульс.

     Музыка с ритмом 60 ударов в минуту способна замедлить мозговую деятельность. При этом улучшается внимательность и трудоспособность. Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации. Глубокое дыхание благотворно влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии – тем чаще становится наше дыхание, и наоборот.

     Музыка влияет на работу сердца и на артериальное давление. Чтобы увеличить частоту сердечных сокращений необходимо слушать мелодию побыстрей, увеличивая громкость. Чтобы восстановить стабильный сердечный ритм желательно слушать музыку с медленным темпом. Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.

     Считается, что для оздоровления подходят классическая музыка, религиозная и народная. Идеальной лечебной способностью обладают произведения Вольфганга  Амадея Моцарта.

Источник: du101.pervroo-vitebsk.gov.by

свернуть

8 полезных свойств музыки для здоровья человека

Еще в глубокой древности люди придавали огромное значение музыке. Она была частью жизни в течение тысяч лет и по-прежнему остается важным аспектом в каждой культуре на нашей планете. Музыка работает как лекарство для души и тела. Когда выбран правильный тип музыки, он имеет удивительное влияние на наш организм. Специалисты по альтернативной медицине с успехом изучают целебные силы музыки и ее благотворное воздействие на сон человека, его здоровье и качество жизни. Перечислим восемь доказательство пользы музыки для здоровья.

1. Спасает от стресса и беспокойства

Многие люди ежедневно борются со стрессом и чувством тревоги. Один из самых простых способов справиться с этими проблемами — послушать медленную, низкочастотную, мелодичную музыку без слов. Она способна успокоить человека даже в крайне стрессовых ситуациях. В качестве дополнительного бонуса, музыка может помочь снизить уровень кортизола, который считается биологическим маркером стресса. Уменьшение его уровня в организме способствует расслаблению напряженных мышц и помогает почувствовать себя оптимистичным и позитивным.

Согласно психофизиологическим исследованиям 2007 года, прослушивание классической или самостоятельный выбор расслабляющей медленной музыки после стрессовой ситуации заметно уменьшает уровень тревоги, гнева, снижает активность симпатической нервной системы. А вместе с тем улучшается сон человека и аппетит. Положительный эффект от музыки может превосходить даже действие медицинских, анксиолитических препаратов. Важно выбрать правильную музыку, соответствующую вашему настроению и вкусу.

2. Помогает справляться с болью

Музыка обладает уникальными свойствами, когда речь заходит о борьбе с болью. Приятные слуху мелодии помогают уменьшить боль, благодаря сложному механизму, который еще до конца не исследован. Тем не менее, по мнению экспертов, музыка может выступить альтернативой допамину — известному нейромедиатору, используемому для снятия боли.

Немало рожениц признается, что любимая музыка помогала им справляться с болезненными ощущениями во время схваток. Но согласно исследованиям, степень воздействия музыки зависит и от характера и уровня эмоциональности человека: к примеру, на более чувствительных людей целебные свойства музыки действует гораздо быстрее, чем на тех, кто менее эмоционален. Музыкальное обезболивающее оказывает положительное влияние на снижение боли и депрессии у людей с фибромиалгией — тяжелым заболеванием, сопровождающимся сильной, а иногда и невыносимой скелетно-мышечной болью.

3. Улучшает сон человека

Если у вас есть трудности с засыпанием, то полезно перед сном послушать успокаивающую, приятную музыку. Однако прослушивание задорных рок-, ретро- или поп-композиций может оказать прямо противоположнный эффект. Спокойная, расслабляющая классическая музыка положительно влияет на сон человека: снижает активность симпатической нервной системы, расслабляет мышцы, уменьшает тревожность и помогает отвлечься от мыслей, которые мешают уснуть.

Заведите привычку: перед тем как лечь спать, слушать от 30 до 45 минут расслабляющие мелодии, чтобы потом насладиться спокойным и здоровым сном в течение всей ночи. Повысив качество сна, вы заметно улучшите общее самочувствие, физическое и психическое здоровье: отступят хроническая усталость, депрессия, стресс и негативные мысли.

4. Союзник для занятий фитнесом

Музыка умеет быть отличным мотиватором, вдохновляя нас на занятия фитнесом. Она повышает физическую работоспособность и выносливость за счет снижения чувства усталости, повышения психологического возбуждения и улучшения координации движений. Западные исследователи в 2006 году пришли к выводу, что громкая, ритмичная музыка повышает качество тренировок на беговой дорожке.

Тщательно подобранная музыка увеличивает физическую выносливость человека примерно на 15%. Это добавляет эффективности упражнениям по кардионагрузке и занятиям фитнесом в целом. Ученые подчеркивают, что мотивационная ритмичная музыка наделена эргогенными свойствами, что значительно повышает выносливость и желание тренироваться.

5. Укрепляет иммунную систему и здоровье

Еще одно преимущество музыки в том, что она способна нормализовать состояние иммунной системы человека, а следовательно, повысить сопротивляемость организма к различным болезням. Во время прослушивания любимой музыки ваше тело увеличивает уровень иммуноглобулина А — антитело, сохраняющее здоровье клеткам, находящимся на слизистой оболочке.

К примеру, американские исследования 2004 года доказали, что прослушивание хоровой музыки снижает уровень кортизола, положительно влияет на иммунитет и улучшает эндокринные параметры при физиотерапевтическом лечении легочных инфекций.

6. Снижает кровяное давление

Ежедневно слушая расслабляющую музыку в течение 30 минут утром и вечером, люди, страдающие от высокого кровяного давления, могут заметить значительное улучшение их самочувствия. Индийские ученые полагают, что уже через четыре недели высокое систолическое артериальное давление будет снижаться, а частота сердечных сокращений придет в норму. Вот почему музыка играет ключевую роль в укреплении сердца и уменьшает сроки восстановления пациентов, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и после инсультов.

7. Уменьшает потребление калорий

Воспроизведение приятной, спокойной музыки во время приема пищи помогает есть с толком и с расстановкой, тщательно пережевывая и наслаждаясь вкусом продуктов. В результате можно сократить случаи переедания и снизить потребление лишних калорий.

У тех, кто садится за стол в расстроенных или в слишком радостных чувствах, в организме повышается уровень грелина, что заставляет человека съедать больше запланированного. Музыка же хорошо успокаивает и помогает укротить грелин, и тем самым настроить нас на нормальный здоровый режим питания. Попробуйте во время еды смягчать освещение и включать приятные мелодии, чтобы потреблять меньше калорий и наслаждаться едой дольше. Это станет одним из ключевых решений в борьбе с ожирением — наряду с занятиями фитнесом.

8. Закрепляет память

Музыка положительно влияет и на когнитивное здоровье. Прослушивая соответствующую музыку во время учебы, можно запоминать информацию лучше. Музыка высвобождает дофамин, который во многом отвечает за мотивацию к учебе. Прослушивание правильно подобранных мелодий хорошо отражается на развитии мозга у детей и взрослых.

К примеру, большинство детей, обучавшихся музыке в младшем возрасте примерно в течение года, демонстрировали высокое интеллектуальное развитие и отличную память, по сравнению с детьми, не получавших музыкального образования. Исследователи в области геронтологии обнаружили, что пение и прослушивание музыки улучшили не только настроение, ориентацию, но и память у пожилых пациентов с деменцией.

 

Источник: Shutterstock

свернуть

Белорусское народное музыкальное творчество как явление культуры

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как важнейший фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

     Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Похожее изображение

Народные песни Основные черты:

коллективность, передача «из уст в уста», анонимность, небольшой диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонические лады – натуральный мажор или минор. Умеренные темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные). 2 Виды народного пения: – одноголосное и многоголосное.

Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни.

    Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

    Коляды 24 декабря – 06 января Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», ритуальные образы «козы», колядные игры. Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения. Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.

   Масленица - последняя неделя февраля Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег. Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора. Закликание весны 1, 9, 25 марта Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей. Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.

    Троица  -конец апреля, мая Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков. Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.

   Купалье ночь с 6 на7 июля Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда». Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.

      Жатва конец августа – начало сентября Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока. 3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.

    Чуды - октябрь, ноябрь Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов. Обход дворов «на Чуды». Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобладание минорных ладов.

      Семейно-обрядовый фольклор

     Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны. Крестины: смысл обряда – величание новорожденного по случаю присвоения ему имени, присоединение ребенка к семье. Главные персонажи – отец, мать, ребенок, названные родители, «бабка»-повитуха. Песни лирические, шуточные – кумовьям, родителям, ребенку. Свадебный обряд: разделяется на несколько этапов — обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свадебный бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с родительским домом, встреча молодых в доме жениха.

   Свадебные песни содержат несколько образов – праздничная «веселая», жалостливая «обидчивая», драматическая, шуточная. Похороны: этот обряд противоположен кристинам и свадебному обрядам. В музыке отражена человеческая скорбь, оплакивание умершего. Эмоциональное напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями. Необрядовые песни. Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка

   Народная инструментальная музыка – это неотъемлимая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земледельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси.

Основные жанры:

• сигналы

• наиболее древний пласт музыки, к нему относятся колокола, трубы;

• свирельные наигрыши;

• танцы

• польки и т. п.

 

свернуть

Как слушать музыку с ребенком?

Как долго?
Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. 
Как? 
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. 
Когда? 
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант). 
Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

 

Источник: http://ddu522.minsk.edu.by/ 

свернуть

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, вы наверно не раз задавались вопросами:

  1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

  3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?! 

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

 

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
  • обогащение словаря ребенка;
  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

 

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

 

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

 

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее! 

свернуть

Роль музыки в формированиие экологической культуры дошкольников

 

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Задачи экологического воспитания:

- формирование у детей соответствующего по этой проблеме сознания;

- усвоение знаний в живой природе;

- гуманное отношение к ней включаются и в музыкальную деятельность детей.

На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование.

Начиная с первого квартала учебного года (осенний период), музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например, «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «По грибы» муз. Селезневой и др., танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания детей. Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например,

Слушание + музыкально – ритмические движения (услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц)

Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.

Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Например, игра «Теремок», «Журавель» и др. - в этих играх сочетаются и пение, и движение.

Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня Дубравина «Музыка в лесу», в припеве дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» песню, где каждый инструмент подражает своему персонажу: песня птицы (Чиви – чиви) - её можно озвучить на треугольники; песня пчелы (жу-жу) – обыграть её на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети смогли проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа, как заинтересовывающий и обучающий момент, использую художественное слово, иллюстрации (т.е., прослеживаются межпредметные связи). Допустим, слушание музыки программного содержания «Осенний дождь» - читаю стихотворение русского поэта «Стекают с веток капли дождевые, как будто плачет каждый лист…» Музыкальные произведения перекликаются с этим поэтическими строками, выражающими грусть. На занятиях закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?..» - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие, далее переходящие к слушанию музыки, соответствующей погодным явлениям за окном (дождь, листопад т. д.). Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «Прогулка в лесу» и др.), где музыка играет ведущую роль.

Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир – мне хотелось бы этого.

 

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/03/18/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov

свернуть

Развитие музыкальных способностей