Советы воспитателей

Азбука для родителей (учим ребенка правилам безопасности)

Изображение

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.

Будьте терпеливы. обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота, или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.

«Дозированный опыт» — это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».

Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению — запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.

Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.

Игрушки и личные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.

Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуацийпроизошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.

Спички и зажигалки — не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.

Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.

Холодная вода — Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.

Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.

Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.

Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.

«Это нельзя, а это можно» — такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.

Юные исследователи — это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми или рядом.

Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное — упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.  

 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/02/17/azbuka-dlya-roditeley-uchim-rebenka

свернуть

Игры по дороге в детский сад

 

«Учим цвета»

    Изображение Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

«Сосчитай»

     Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание.

Игры на кухне.

     Значительную часть времени родители,  и дети могут проводить на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и навыки.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется!

     Ежик.

     Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик, пусть ребенок отвечает полным предложением «Ежик маленький, колючий».

     Будем играть в слова на кухне.

     Как одним словом назвать прибор, который рубит мясо? (мясорубка). Режет овощи? (овощерезка). Вварит кофе? (кофеварка).  Выжимает сок? (соковыжималка).  Мелет кофе? (кофемолка).

     Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный), вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается гранатовый сок?

    Сортируем овощи и фрукты. Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме, можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра.

     Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей. Можно поменяться с ребенком ролями.

    Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка ощупать и определить каждый из них.

     Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.

    Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или посчитать их и т.д.

   Игры в ванной комнате.

    Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы или бумажного листа делаем кораблики. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях, качаем на волнах.

    Или игра «Тонет – не тонет». Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть. Ответ ребенка должен быть полным «Кубик не тонет, потому что он деревянный».

    Используя пластмассовое ведерко или тазик, налейте воду и предложите ребенку определить, сколько воды содержится в нем. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина».

    В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или резиновыми шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать цвет, форму, посчитать.

 

Уважаемые родители ваша задача помочь ребенку использовать в речи слова обозначающих  действия и признаки предметов. Научить комментировать свой ответ полным предложением.

Удачи совместной  работе с детьми, развивайте всестороннюю речь ребенка.

 

Подготовила воспитатель дошкольного образования Скадорва Т.П.

свернуть

"Хочу в музей"

Изображение

Сегодня, как и много веков назад, люди восхищаются бессмертными творениями великих мастеров эпохи Возрождения оставленными нам любителями искусства и коллекционерами прошлого. На основе их собраний и были созданы всемирно известные музеи. 

Посещение музея - событие в жизни ребёнка. 

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое "живое" общение с подлинником принципиально отличает музей особенно художественный, от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно - историческому и художественному наследию. 

Сегодня мы рассматриваем музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребёнка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Развитие художественного восприятия должна опираться на психологические особенности и специфику зрительного восприятия, свойственную определённому возрасту ребёнка.

Вспомним мудрых греков, которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса. 

Вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в семейных и общественных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях. 
Чтобы малышам было действительно интересно, нужно очень серьёзно подготовиться к увлекательному познавательному путешествию, чтобы оно запомнилось всем, и было радостным для всех, особенно для ребёнка.

Вот несколько важных советов.
1. На первом этапе приобщения к музею расскажите о правилах поведения в музейном зале, учите "общаться" с произведением искусства: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, любоваться цветовой гаммой, сравнивать, высказывать своё мнение.
2. Воспитывайте у ребёнка уважительное и бережное отношение к историческому памятнику - музейному предмету, картине. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.
3. Родители должны правильно ориентироваться в психологической и просто человеческой компетенции своего ребёнка, знать возрастные особенности трёхлетних детей.

У малышей этого возраста формируется интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах. При этом выделяют яркие игрушки, радуясь изображению знакомых предметов, узнавая и называя их эстетические качества цвет и форму.
Поэтому не перегружайте ребёнка новыми впечатлениями, большим объёмом информации.

Лучше для первого посещения выбрать любой музей игрушки. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие.

Полезно познакомить малыша с прекрасным "игрушечным раем". Такой красивый и незабываемый "детский рай" запомнится надолго, а потом найдёт отражение в изобразительном творчестве юного художника.

Если в вашей семейной библиотеке есть книги о художественных музеях, то полистайте их вместе с ребёнком: рассмотрите архитектурный облик музея, интерьеры залов, картины, скульптуры, которые встретят вас в залах музея.

Обратите внимание на наиболее заинтересовавшую ребёнка картину и, впервые придя в музей, уделите ей всё внимание: рассмотрите, полюбуйтесь, поговорите о том, что изобразил художник, какими красками передал своё настроение - весёлое, грустное, таинственное. Если это пейзаж - то какое время года нарисовал художник, какими красками. На память о посещении можно купить открытку - репродукцию понравившейся картины, книгу о художнике.

Изображение

Подготовила воспитатель дошкольного образования Сак О.Г.

свернуть

Ребенок и гаджеты

Дети и гаджеты: как отучить малыша от «вредных» игрушек | полезные статьи  от детского магазина Helptomama


В век информационных технологий, гаджеты занимают прочное место в нашей жизни. Новое поколение детей не мыслит себя без электронных и цифровых устройств. Именно они в наше время облегчают людям жизнь, помогают в учебе и работе, и, конечно, ни один человек не обходится в современном мире без гаджетов. Но так ли важны новые технологии в жизни ребенка?

Рекомендуемое время для детей, которое они могут использовать гаджеты:
3-4 года – не более 10-15 минут 1-3 раза в неделю;
5-6 лет – до 15 минут непрерывно 1 раз в день.

Причины, почему не следует давать ребёнку гаджет:

1. Это вредит физическому здоровью.

 При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел). В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. 

  1. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку.

  1. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире.  Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. В отличие от взрослых, дети не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. 

  1. Это учащает детские истерики

 Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик? 

  1. Это ухудшает сон

 Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, это сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6.Это не развивает умение общаться

При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми. Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

 7. Это может вызвать психические отклонения

У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.  При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей, педофилов.

 8. Это увеличивает детскую агрессивность.

Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. 

Подготовила

заместитель зеведующего по основной деятельности

Ковлёнок О.О.

свернуть

Игры - драматизации как средство развития речи детей

Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление.

Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире | Мел

          Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.

        Игры - драматизации - форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)

       Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

       Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).                                            

    Игры для дома:

• Игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра - имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра - импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

 • Однотемная бессловесная игра - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра - импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает взрослый (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Однотемная игра - драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Источник: http://vargina-marina.volsk15lugok.caduk.ru/p40aa1.html

свернуть

Театр и родители

Любите ли вы театр?  Несомненно, любите!  У многих из нас замирает сердце, когда раздвигаются кулисы и начинается волшебное действо. Погружаясь в мир спектакля, мы целиком отдаемся творчеству, мы плачем и смеемся как дети, мы верим актерам и сопереживаем героям. На время мы забываем обо всем, что осталось за порогом театра и все это – благодаря его великому таинству

        Детство каждого из нас проходит в мире  игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в  которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детском саду  можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить  его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

        Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Очень важно, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В спектаклях роли исполняют сами дети, проявляя при этом огромную фантазию и творческую способность. Исполняя даже самую  маленькую, но свою  роль,   ребенок чувствует ответственность, проявляя самостоятельность, творческую активность.

        Театрализованные представления вызывают разные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности. отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия), а это особенно важно для наших детей.                         

Уважаемые родители!

       Приучайте ребенка рассказывать и показывать с помощью пальчиков не только сказки, по и самые разные истории, которые малыш слышал или сочинил сам. Такие игры развивают не только подвижность и координацию пальцев рук, воображение и творческие способности, а также помогают легко пересказывать знакомые тексты.

Виды кукол для «Театра на ладошке» 

Пальчиковый театр Колобок (фетр), купить в МинскеПальчиковый театр. Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых прорезаются отверстия для пальцев. Это могут быть миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы или рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

          Интересен пальчиковый театр из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны также из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.

 

Кукла на руку своими руками: выкройка и мастер классКуклы из перчаток. Персонажей можно сделать из старых перчаток. Из пальчиков перчаток можно смастерить любых сказочных персонажей, если пришить к ним  глазки, носик, ушки и т.д.  Когда надевают игрушку на руку, все ее части  становятся подвижными.

 

 

Куклы-варежки для детского театра. Воспитателям детских садов, школьным  учителям и педагогам - Маам.ру

 

Куклы из варежек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).

Желаем Вам творчества и успехов в совместной деятельности

с вашими детьми!

 

Источники:

1. http://vargina-marina.volsk15lugok.caduk.ru/p40aa1.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-teatr-varezhek-lisa-medved-i-drugie.html

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/20/konsultatsiya-dlya-roditeley-teatr-doma

свернуть

Консультация для родителей «Воспитание бережливости и экономии в семье»

 

     Воспитание экономии и бережливости начинается в семье.  Ребенок с детства должен видеть, как родители экономно расходуют воду и электричество, как бережно относятся к имуществу. Уже маленькому ребенку можно  объяснять, что с крана течет вода, которая необходима  в жизни человека,  что вода -  это настоящее богатство, поэтому кран обязательно надо закрывать, надо экономить воду. Чтобы это имело большее влияние на ребенка, можно использовать игры, стихи, пословицы, загадки. Очень сильное влияние на детей оказывает стихотворение Б.Заходера

Отчего обмелела река

Течет река издалека.

Течет река, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

                        Но что такое? Караул!

                        Нет, нет, никто не утонул,

                        Нет, нет, как раз наоборот,

                        На мель садится пароход

                        Средь бела дня – какой скандал!

                        Наверно, лоцман маху дал!

                        Да нет, далеко до буйка,

                        Тут глубока была река.

                        Была,  вот именно – была.

                        Была, да видимо сплыла.

 

Ах, реку мы не узнаем –

Река становится ручьем!

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: «Какой пустяк»

Пустяк.  Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река.

После чтения обязательно надо обсудить стихотворение, дать оценку главному герою. Можно поиграть с детьми в следующие подвижные и пальчиковые игры:

 

  1. Дети руки в ванной мыли,

   Кран закрыть они забыли.                 (имитация мытья рук)

   Кап-кап, кап-кап-кап,

   Капельки закапали.

   Мама, мама, посмотри,

   Кран скорее закрути!                         (прыжки на носочках, руки на поясе)

   Раз-два, раз-два,

   Больше не бежит вода.                      (повороты в стороны)

   Вымыл руки – не зевай!

   Кран быстрее закрывай!                    (имитация закручивания)

 

 

  1. Вода из крана: кап-кап-кап.                (стучат пальчиками по столу)

    Мелеют реки и моря

    Не тратьте воду зря, зря, зря…            (стучат кулачками и  ладонями, чередуя)

   А то пройдет немного лет –

   И нет водицы, нет-нет-нет…

   Бережливым будь с водой,                     

   Шевельни своей рукой!                          (имитируют по тексту)

   И как только воду взял,

   Хорошенько кран закрой!

       С детства надо учить детей беречь и электричество. Конечно, здесь тоже важен пример взрослых, необходимо напоминать, объяснять ребенку, что надо выключать свет, где никого нет, что нельзя включать много электроприборов вместе, а только которые необходимы.  При этом также можно  использовать игры и стихи.

   Ток бежит по проводам –             (сжимают и разжимают кулачки)

   Много будет света.

   Зря палить его не дам –                 («ругают» указательными пальчиками)

   Без света жизни нету!

   А потому наш девиз                      (хлопают)

   Должен быть таков:

   Беречь всегда, беречь везде,         (встречаются пальчики:

   Беречь на суше и воде.                  указательный с указательным и т.д.)

   Чем больше света сбережем,

   Тем лучше все мы заживем!

   Чем меньше льется зря вода

   Тем краше будет вся земля!               (хлопают)

     Есть много пословиц и поговорок о бережливости, известно, что народное слово имеет большую силу для воспитания, главное нужно употребить  их  вовремя и объяснить, если ребенку непонятно содержание.

      С самого детства надо учить ребенка бережно относиться  к свои вещам, например, к игрушкам. Надо учить складывать игрушки на место, мыть их, просушивать, стараться не ломать, если это случилось, то вместе с папой попробовать  починить.

      С раннего детства должна закладываться привычка бережного отношения к одежде. Дети  должны научиться аккуратно складывать свои футболки, водолазки, толстовки в комод, вешать на плечики   платья, кардиганы, блузки и т.д.  Сначала это надо делать взрослому вместе с ребенком, а со временем  у ребенка выработается привычка, даже необходимость самому наводить порядок.

       Идете в магазин за продуктами, возьмите с собой ребенка. Уже с трех лет ребенок должен видеть, что папа и мама  экономно относятся к деньгам, выбирают то, что необходимо купить, что выгоднее, не покупают ничего лишнего. Если ребенок требует шоколадку или новую игрушку, поговорите о том, что  младшей сестричке нужна новая куртка, может лучше не тратить деньги на игрушку, а сделать такой подарок девочке или другому члену семьи.

     Воспитывая у ребенка бережливость и экономию, родители   облегчают жизнь себе, а также делают  ребенку большой подарок на всю жизнь, ведь недаром говорят:  бережливость дороже богатства.

       

 

свернуть

Патриотическое воспитание в семье

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям в дошкольном возрасте? Да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

     На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

     Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

     Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

     Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

     Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

     Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что-то новое о малой или большой Родине, других странах.

     Дети обладают наглядно-образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными средствами. Так посещение музеев откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

     Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

     Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей:

     Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

     Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

     Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

     Дайте представление о работе общественных учреждений: банки, магазина, аптеки т.д.. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.  

     Рассказывайте детям об истории нашей страны, о подвиге народа во время войны, о героях военных лет, посетите мемориальный комплекс в честь освободителей Молодечно в парке Победы, «Шталаг - 342», Минский областной краеведческий музей и другие памятники и достопримечательности, расположенные на территории нашего города Молодечно и района.

Мемориальный комплекс в честь освободителей Молодечно | Планета Беларусь Мемориальный комплекс «Шталаг-342» в Молодечно | Планета Беларусь

     Воспитывайте у детей гуманное отношение к природе, бережное отношение к редким растениям и животным.

     Расширяйте представления детей о трудовых достижениях людей страны в наиболее значимых изделиях белорусской промышленности, спорте и искусстве.

     Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

     Расширяйте собственный кругозор.

     Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

     Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

     Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

свернуть

Читаем произведения о Родине

На воспитание чувства патриотизма, формирование национального характера ребенка действенное воздействие оказывает художественная литература.

Литературные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его эмоциональную сферу. Художественная литература – это средство развития человечности, доброты, общественного самосознания, чувства национальной годности. С помощью литературы дошкольники не только получают знания, художественные произведения помогают более осознанно относиться к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «народ» и, наконец, подталкивают ребенка к вопросу: «кто я и что значу».

Важное значение в воспитании патриотических чувств имеют литературные произведения, в которых раскрывается история Родины, ведется разговор об известных деятелях белорусской земли. Примеры отдачи делу Родины являются своеобразной школой патриотизма.

Белорусские писатели в многочисленных произведениях высказывают к родному языку уважение и восхищение. Доступными словами они раскрывают детям красоту и мелодичность родного слова.

Много произведений художественной литературы для дошкольников подчеркивают, что мир и счастье необходимо уметь защитить, и поэтому с дошкольного возраста мы развиваем у детей желание стать защитниками Отечества, служить в белорусских войсках на пользу своей страны. Сохранилось много произведений устного народного творчества, которые используются во время народных праздников, обрядов. Сегодня с помощью художественного слова по-своему переосмысливают богатое наследство народа и в художественных произведениях стремятся высказать свои высокие чувства.

Произведения, рассчитанные на детей дошкольного возраста, доходчиво и одновременно вдохновенно раскрывают детям таинство Купалья, глубокий смысл Колядок, торжественность Пасхи, старательный труд по созданию непревзойденных по красоте произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественная литература дает детям возможность познакомиться и с этой стороной жизни белорусского народа. Стихотворения про скрипку, цимбалы, бубен наполнены движением, веселым настроением, национальным колоритом

Вот так, шаг за шагом, листая страницы книг белорусских писателей, мы создаем яркий, эмоционально насыщенный, неповторимый образ родной страны.

Произведения для чтения:

Л. Генiюш «Зубры», «Унукi»; Т.Кляшторная «Ветлiвыя словы», «Не сквапная», «Сукенка раскажа»; С. Сокалау-Воюш «Блакiт нябес», «Замак»; Я.Колас «На рэчцы зiмой»; А Вольскi«Родны край»; Э.Агняцвет «Зямля з блакiтнымi вачамi»; Д. Бiчэль-Загнетава «Белая Русь», «Радзiма», «Наша Радзiма»; А Вольскi «Радзiма», «Беларусь»; В. Вярба «Пралеска», «Мой край»; В.Вiтка «Бусел»; Н. Гiлевич «Наша матулька»; А,Вольскi «Беларусь — мая Радзiма»; У.Караткевiч «Родная зямля»; У.Лiпскi «Цяпер я ведаю, якая Беларусь»; А.Бадак «Беларусачка».

Легенды и сказания: «Бацька I сыны», «Возера Нарач», «Паданне пра заснаванне Мiнска», С.Тарасау «Адкуль пайшлi беларусы».

 

Источники:

  1. Учебная программа дошкольного образования 2022 г.
  2. https://ds78brest.schools.by/pages/chitaem-proizvedenija-o-rodine
свернуть

Консультация для родителей "Далучам дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры"

Нацыянальная самасвядомасць – сукупнасць уяўленняў, пачуццяў і ведаў чалавека аб сваёй прыналежнасці да пэўнай нацыі, а таксама аб сваім месцы і ролі ў жыцці роднага народа. У сучасным грамадстве праблема далучэння дзяцей да сваёй нацыянальнай культуры набывае асаблівую актуальнасць у сувязі з ростам нацыянальнай самасвядомасці, імкненнем пазнаць  культуру, традыцыі і гісторыю свайго народа.

Дашкольны узрост – найбольш спрыяльны перыяд у далучэнні дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры. Менавіта на гэтым жыццёвым этапе закладаюцца першапачатковыя маральныя, этычныя ўяўленні, узнікае цікавасць да з’яў сацыяльнай рэчаіснасці, да гісторыі сваёй Радзімы, краю, дзе яны жывуць [1]. Веданне гісторыі народа, яго культуры, традыцый дапаможа ў далейшым з павагай і цікавасцю ставіцца да культурных традыцый іншых народаў. У кожнага народа свае казкі, песні, танцы, гульні, і ўсе яны перадаюць з пакалення ў пакаленне асноўныя маральныя каштоўнасці: дабро, сумленне, гонар, дружбу, узаемадапамогу, працавітасць. Такім чынам, далучэнне дзіцяці да народнай культуры неабходна пачынаць з дзяцінства, дзе закладаюцца асноўныя паняцці і прыклады паводзін.

Беларускі нацыянальны фальклор – адзін з самых багатых у славянскім свеце. Ён насычаны педагагічным вопытам і народнай мудрасцю. Талерантнасць, памяркоўнасць, дабрадзейнасць паступова сталі адметнымі рысамі беларусаў. Больш за тое, яны суседнічаюць з такімі якасцямі, як асабістая годнасць, мэтанакіраванасць, актыўнасць. Беларускія народныя гульні – адзін з самых старажытных і арыгінальных сродкаў выхавання. Яны прыйшлі да нас з глыбінь стагодзяў, перадаюцца з пакалення ў пакаленне і цесна звязаны з навакольным асяродзем, бытам і працоўнай дзейнасцю людзей,іх вераваннямі раскрываюць характар, звычкі і традыцыі беларусаў. Аб гэтым сведчаць назвы гульняў : «Заінька», «Воўк і авечкі», «Агароднік», Паляванне на лісаў» і г. д. Як правіла, беларускія народныя гульні – рухомыя [2]. Разам з тым, на гульні можна паглядзець, і з пункту гледжання педагогікі і псіхалогіі, як сродкі адукацыі і выхавання. У дадатку да ўсяго, гэта і выдатны спосаб умацаваць свой дух, сваё цела, развіць працэсы мыслення, фантазёрства, праяўляць кемлівасць і вытрымку.

Вельмі карысным даследаваннем беларускай народнай гульні з'яўляецца праца Уладыслава Козлоўшчыкава «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Аўтар асаблівае значэнне надае авалоданню духоўна-маральнымі каштоўнасцямі сваіх продкаў, развіццю іх фізічнай і духоўнай сілы.. Робячы гістарычны ракурс ў мінулае, даследчык звяртае ўвагу на старажытныя славянскія ігрышчы.

«Калі вы хочаце даведацца пра душу народа, прыгледзіцеся, як і чым гуляюць яго дзеці» – сапраўды вялікі сэнс утрымлівае вядомае выслоўе. Гульня – гэта дзейнасць, з дапамогай якой дзеці ўпершыню ўступаюць у зносіны з аднагодкамі. Ёй належыць галоўнае месца ў жыцці дзіцяці. Гэта асноўная форма яго дзейнасці, змест жыцця. Без гульні не мысліцца дзяцінства.

Народная гульня – найважнейшы сродак перадачы багацця традыцый з аднаго пакалення ў другое. З дапамогай гульні дашкольнікі пазнаюць навакольную рэчаіснасць, засвайваюць звычаі, традыцыі, абрады свайго народа, а таксама авалодваюць неабходнымі для жыцця ўменнямі і навыкамі . Удзельнічаючы ў гульнях, дзеці спазнаюць не толькі матэрыяльную, але і духоўную культуру свайго народа, пранікаюцца яго духам. Акрамя таго, народныя гульні, далучаючы дзяцей да нацыянальнай культуры, заражаюць іх станоўчымі эмоцыямі. Усе калектыўныя народныя гульні вучаць дзяцей уважліва ставіцца да партнёраў па гульні, знаходзіць агульную мову, гэта фарміруе ў дашкольнікаў здольнасць да разумення, сацыяльнага адчування іншага чалавека, здольнасць да супрацоўніцтва. Так як народныя гульні мяркуюць ўдзел вялікай колькасці дзяцей, то, само сабой, у іх выкарыстоўваецца харавы спеў, які найлепшым чынам спрыяе развіццю ў дзяцей музычных здольнасцяў, садзейнічае росту цікавасці да народнай музыкі, песні [1].

Выкарыстоўваючы народныя гульні ў вучэбна-выхаваўчым працэсе, мы распавядаем дзецям пра жыццё народа, паказваем ілюстрацыі, якія адлюстроўваюць культуру народа, прадметы побыту і мастацтва. Для дзяцей цікавыя гульні, якія адлюстроўваюць традыцыйныя звычаі народа. Гульня, як эфектыўны інструмент выхаванне знайшла сваё прызначэнне, ярка ўпісалася ў святочна-абрадавую культуру Беларусі. Народная гульня стала паўнапраўным элементам святочных мерапрыемстваў. Але на вялікі жаль, творчы і выхаваўчы патэнцыял народных гульняў у сучаснай святочнай культуры Беларусі рэалізуецца не ў поўным аб'ёме. Праз беларускія народныя гульні мы далучаем дзяцей да нацыянальнгай культуры, тым самым фарміруем нацыянальную самасвядомасць, пачуццё любові да Радзімы, глыбокага пазнання спадчыны сваіх продкаў.

 

Спіс літаратуры:

  1. Ермакова, З.І. Шабека, В.М. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе / З.І. Ермакова В.М. Шабека. – Мінск : Народная асвета, 1987.
  2. Дуброва, В.П. Адраджэнне нацыянальных традыцый у дзіцячым садзе / В.П. Дуброва, В.П. Мілашэвіч, Л.Ф. Саучанка. – Віцебск, 1994.
свернуть